Отчет по анализу деятельности АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» за период с 2011-2014 годы, а также прогноз на 2015-2020 годы представил коллегам в рамках минувшей 16-й очередной сессии заместитель командира летного отряда организации, депутат Заполярного района Александр КОРОЛЬ.
Отчет по анализу деятельности АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» за период с 2011-2014 годы, а также прогноз на 2015-2020 годы представил коллегам в рамках минувшей 16-й очередной сессии заместитель командира летного отряда организации, депутат Заполярного района Александр КОРОЛЬ.
Люди летают
Организация пассажирских и грузовых перевозок на любом виде транспорта для жителей Заполярного района – тема крайне актуальная. Учитывая отдаленность многих сельских поселений от «большой земли», где люди получают необходимую медицинскую помощь, отдыхают, учатся, авиаперевозки в регионе – вопрос остросоциальный. И несмотря на то, что расходы при совершении регулярных рейсов на местные воздушные линии превышают доходы, а субсидии из окружного бюджета только лишь покрывают эту разницу, неуклонно растет число перевезенных людей и тоннаж почтово-грузовых перевозок. Так, в 2011 году было перевезено 14 765 пассажиров, в 2012 -17 316 человек, в 2013 году - 20 535, а за полный 2014 услугами авиаотряда воспользовались 23 233 жителей поселений. Что касается почтово-грузовых перевозок, тоннаж составил 148,4 тонны в 2011 году; 167,6 тонн – в 2012; 192,2 – в 2013 году и 247 – в 2014. Кроме того, АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» осуществляет ежегодно до 250 рейсов (порядка 600 летных часов) ежегодно по заказу ОГБУЗ «Ненецкая окружная больница» в целях санитарно-авиационной эвакуации. Данные полеты осуществляются вертолетами Ми-8. При этом один вертолет находится на постоянном круглосуточном дежурстве, второй в резерве.
Обновление авиапарка - мера необходимая
Сегодня авиапарк АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» составляют 4 вертолета МИ-8МТВ выпуска 1990-91 годов, 13 вертолетов МИ-8Т выпуска 1981-91 годов и 8 самолетов АН-2 1968-87 годов выпуска, один из который в 2014 году был списан. Люди стали летать больше и чаще, в связи с этим возросла нагрузка на вертолеты МИ-8, имеющие бОльшую пассажироподъемность, чем самолеты АН-2. Парк необходимо обновлять, сообщил Александр КОРОЛЬ:
- Назначенный календарный ресурс двух из общего числа вертолетов Ми-8 МТВ-заканчивается в 2016 году. Для его продления необходим ремонт, стоимость которого для каждой машины составляет порядка 30 млн. рублей. При продлении вертолету устанавливается новый ресурс в размере 2 000 летных часов, по истечению которых опять необходимо продление. При этом нет никакой гарантии, что воздушное судно получит это очередное продление. За 2014 год ремонт воздушных судов обошелся нам в 154,8 млн. Назначенный летный ресурс для нового вертолета Ми-8МТВ-1 - 18 000 тысяч летных часов. При этом расходы будут только на текущее обслуживание, без затрат на приобретения комплектующих на 10-12 лет первоначальной эксплуатации или на 7 000 летных часов.
Проблема приобретения нового вертолета – в его высокой стоимости. Новый вертолет российского производства (зарубежные аналоги дороже в 3-4 раза) стоит порядка пятисот миллионов рублей, что составляет 33 % от валового дохода акционерного общества. (1 512 млн.руб. в 2014 г.). При такой цене предприятие самостоятельно не имеет возможности приобрести полностью за свой счет даже одну единицу данного воздушного судна. При условии лизинга, после оплаты 30% аванса, лизинговые месячные платежи будут составлять 7-8 млн. рублей в месяц за один вертолет. После размещения открытого запроса коммерческих предложений на право заключения договора финансовой аренды вертолёта Ми-8МТВ-1, готовность финансировать закупку вертолета Ми-8МТВ выразил Центрально-Чернозёмный филиал АО «Сбербанк Лизинг» (г. Воронеж).
Кроме того, нужны новые самолеты. АН-2, выпущенные едва ли не в середине прошлого века, модели устаревшие и не вполне соответствуют предъявляемым требованиям, отметил Александр Владимирович:
- Самолет — АН-2- это морально и технически устаревшая модель. Рассматривался ряд воздушных судов в качестве альтернативы АН-2. Однако, при изучении характеристик самолетов, оказывалось, что на территории округа их эксплуатация невозможна. Основные причины: невозможность взлетов-посадок на грунтовых площадках в населенных пунктах региона из-за малой длины и качества покрытия взлетно-посадочных полос и трудности, связанные с климатическими особенностями региона.
Единственный самолет, который устроил по всем требованиям - ТВС-2МС – выпускается в Новосибирске, и представляет собой все тот же модернизированный АН-2. Однако у новой модели есть ряд преимуществ, пояснил докладчик:
- Одно из основных усовершенствований при модернизации - использование турбовинтового двигателя ТРЕ-331-12 вместо поршневого АШ-62ИР, что дает возможность использовать в качестве топлива авиационный керосин вместо импортного бензина. Это позволит сократить расходы на топливо в разы, - отметил Александр КОРОЛЬ, - В сентябре 2015 года производитель - ФГУП «СибНИА им. С.А.Чаплыгина» - получил аттестат летной годности для данного воздушного судна. Мы планируем обновить наш самолетный парк АО путем приобретения именно ТВС-2 МС, который выгодно отличается от зарубежных моделей высокой надежностью, приспособленностью к условиям эксплуатации и более низкой ценой. Базовая стоимость приобретаемого самолета ТВС-2 МС составит 1,28 млн.$. Для сравнения: цена самолета DHC-6 Twin Otter Series 400, который в некоторых регионах РФ пришел на замену АН-2, стоит 8,5 млн.$.
В условиях кризиса
Даже при условии малой рентабельности местных перевозок, малой численности воздушных судов и экономической нестабильности последних лет, финансовые результаты предприятия за последние 4 года также имеют положительную динамику. Наибольший рост доходов относящихся к производственным за 2014 год по сравнению с 2013 годом отмечается в транспортных авиаперевозках по расписанию - с 73 156 тыс.руб. до 84 696 тыс.руб. (+16%) и авиационной работе – с 763 008 тыс.руб. до 824 562 тыс.руб. (+8%). Доходы от аэропортовой деятельности и прочие доходы в 2014 г. увеличились соответственно на 10% и 9%. Общая сумма доходов, связанных с основной деятельностью предприятия выросла на 6 %. – с 1 355 866 тыс.руб. до 1 437 768 тыс.руб.
Общая сумма расходов, связанных с основной деятельностью предприятия тоже увеличилась на 6 % - с 1 326 007 тыс.руб. до 1 422 090 тыс.руб. Основной причиной здесь послужил рост материальных затрат – с 308 984 тыс.руб. до 355 717 тыс.руб. (+15 %), что в свою очередь связано с повышением цен на ГСМ, запчасти, расходные материалы и увеличением тарифов авиаремонтных заводов.
Финансовый результат работы предприятия в 2014 году в виде прибыли получен в размере 15 678 тыс.руб.
В 2009 г., в период общероссийского кризиса, также в целях оптимизации и снижения расходов в АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» было проведено сокращение. В настоящее время по сравнению с 2008 г. штатная численность снижена на 14,5 %, а фактическая на 22,3 %.
Средняя заработная плата в АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» за 2014 г. составила 70 990 руб., рост по сравнению с предыдущим годом – 4%. В прошлые годы рост также был незначительным: 2012 г. - 10%, 2013 – 12%.
Штатная численность на данный момент составляет – 754,4 ед., фактическая – 630 чел. Среднесписочная численность в 2014 г. составила – 607,8, укомплектованность штата – 81 %. В 2008 г. эти показатели были следующими: штатная численность – 882 ед., среднесписочная численность – 808 чел., укомплектованность – 92 %.
Планы и перспективы
- Основными нашими задачами в 2015-2020 годах являются, - подытожил Александр КОРОЛЬ, - устранение влияния финансово-экономического кризиса на деятельность предприятия; недопущение существенного снижения объемов работ и предоставляемых услуг; соответствие установленным сертификационным требованиям по всем видам деятельности; строгое финансовое планирование доходов и расходов Общества с обязательным контролем исполнения.
За счет средств ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020г.г.)» предполагается выстроить пассажирский терминал (1500 кв.м.), предусматривающий международный сектор и зал официальных лиц; модульный теплый склад для хранения материально-технических запасов, запчастей воздушных судов, химреагентов в соответствии с техусловиями; гостиницу на 100 мест, которая позволит оказывать дополнительные услуги для пассажиров местных воздушных линий и вахтового персонала и другие мероприятия по улучшению благоустройства и технического оснащения предприятия. Еще ряд мер планируют осуществить за счет собственных доходов.
Пресс-служба Совета Заполярного района