В фокусе внимания – Северный завоз

23 Июня 2017

Альтернативная энергетика, логистика на территории Арктической зоны России, инновации в транспортной сфере, совершенствование нормативной базы по госзакупкам, роль науки в развитии северных территорий государства – эти и другие темы обсуждали участники конференции «Северный завоз — новые пути и возможности».

Альтернативная энергетика, логистика на территории Арктической зоны России, инновации в транспортной сфере, совершенствование нормативной базы по госзакупкам, роль науки в развитии северных территорий государства – эти и другие темы  обсуждали участники конференции «Северный завоз — новые пути и возможности».

Двухдневный саммит с участием представителей федеральных органов государственной власти, руководителей субъектов и муниципальных образований, представителей логистических, энергетических, финансовых компаний, реализующих опережающий завоз, а также других предприятий, производящих продукцию и услуги для нужд Крайнего Севера, прошел в окружной столице.

Как отметил глава Заполярного района Алексей МИХЕЕВ, данное мероприятие показывает устойчивую положительную тенденцию внимания государства к проблемам Арктической зоны:

- За последнее время это уже не первая встреча федерального уровня, где всестороннее рассматриваются пути развития Севера, - отмечает Алексей Леонидович, - Северный завоз – это один из важнейших инструментов создания приемлемых условий для жизни людей в Арктической зоне. В то же время, как не раз отмечали докладчики, в законодательной базе нет даже самого понятия «северный завоз». Только при конструктивном сотрудничестве всех заинтересованных лиц, будь то органы государственной власти, местного самоуправления, ученые, производственники, транспортные и логистические компании - мы сможем найти пути решения многих проблем, с которыми пока сталкиваемся, действуя поодиночке. И, разумеется, действенные шаги в направлении развития Арктики возможны только при государственной поддержке регионов.

В Российской Федерации двадцать пять субъектов, жители которых живут и работают в сложных условиях Крайнего Севера, где экстремальные природные условия, ограниченная транспортная доступность населенных пунктов, краткие сроки доставки товаров диктуют свои условия при организации северного завоза.

На площадках конференции не раз звучало понятие «завозозамещения». Так участники дискуссий обозначали возможность использовать для жизнеобеспечения жителей Крайнего Севера те ресурсы, которые уже есть в регионах, а не завозить с «большой земли».  Кроме того, участники одобрили и внесли в итоговую резолюцию конференции предложение Федерального агентства по государственным резервам использовать возобновляемые ресурсы госрезерва для обеспечения районов Арктической зоны. Государственной комиссии по вопросам развития Арктики рекомендовано разработать механизмы такого привлечения, в том числе с учетом создания новых центров и баз депонации, расположенных в портах и портопунктах в целях  сокращения издержек поставки продукции.

Интересные проекты, говоря о «завозозамещении», представил Международный научно-образовательный центр «Арктические транспортные системы и технологии». Начальник центра Андрей ВЫЛИТОК убежден, что  прорывной момент  в развитии Арктики  даст связь академической, ВУЗовской и прикладной науки. Учеными сегодня разрабатываются инновационные проекты по  созданию строительных материалов из местного сырья. В качестве пример докладчик привел гранулированный теплоизоляционный материал ДиатомИК, успешно использующийся в строительстве. По словам выступающего, главное отличие от керамзита, доставка которого в труднодоступные регионы России обходится потребителю довольно дорого, в том, что его можно получать из местного сырья. 

Участники конференции обсуждали современные тенденции управления логистическими цепочками, предпосылки и необходимость создания интегрированной информационно-телекоммуникационной платформы управления поставками грузов. Кроме того, одной из тем обсуждения стала контрактная система, действующая при реализации Северного завоза, с фокусом на организацию в качестве отдельного элемента площадки торговли контрактами и возможные механизмы заключения контракта на единственного поставщика.

О несовершенстве законодательства в сфере госзакупок при проведении северного завоза говорил старший научный сотрудник ФГНИУ «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» Андрей СИДОРЕНКО:

- Необходимо конкретизировать сегодняшние нормы законодательства, регулирующие процесс завоза топлива и товаров в районы Крайнего Севера. Основные проблемы – это сезонность закупок, формальность процедур, отсутствие единства в правоприменении, сложные системные нормативные связи для точечных реформ. Часто субъектам приходится прибегать к экономии средств в ущерб эффективности. Чтобы добиться максимальной эффективности работы существующей системы, нужно принять ряд мер, в числе которых создание специальных законодательных норм для интеграции новых электронных площадок, реальная отчетность об исполнении контрактов, повышение ответственности поставщиков…

В резолюцию по итогам конференции вошло предложение рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство о контрактной системе в части возможности определения без конкурсных процедур поставщиков топлива, необходимого для государственных и муниципальных нужд районов Крайнего Севера для снижения рисков, связанных со срывами поставок топлива на объекты жизнеобеспечения населения. 

О проведении северного завоза на территории Республики Саха (Якутия) рассказал первый заместитель председателя Правительства региона Алексей КОЛОДЕЗНИКОВ:

- Мы – самый крупный субъект Российской Федерации, - отметил Алексей Засимович, - с территорией более трех миллионов квадратных километров, - причем 90 процентов наших жителей проживают на труднодоступных территориях. Во многих наших предприятиях, оленеводческих хозяйствах, финансовое состояние очень сложное. Для примера можно сказать, что в Ненецком автономном округе численность поголовья оленей составляет более ста тысяч – это в два раза больше, чем жителей. А у нас при численности населения в девятьсот шестьдесят тысяч человек – всего сто семь тысяч оленей… В рамках северного завоза мы перевозим ежегодно более трех миллионов тонн грузов, используя при этом водный и автомобильный транспорт.

Выступление докладчика дополнил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Саха (Якутия) Семен ВИНОКУРОВ:

- Для нас сегодня очень важно развитие железнодорожных путей сообщения. Сегодня полностью меняется налаженная система завоза грузов, в связи с тем, что меняется глубина арктических рек, таких как Лена. С 20 июня глубина ее во многих местах составляет всего один метр, и суда не могут пройти. В то же время у нас всего тринадцать единиц дноуглубительной техники, что явно недостаточно. В постсоветское время все судостроение в регионе было ликвидировано, сегодня необходимо возрождать работу в этом направлении. Мы написали и защитили проект по строительству судоверфи, на который нам выделяют более четырех миллиардов рублей из федерального бюджета.

В рамках обсуждения оптимизации логистики арктических рек Алексей МИХЕЕВ задал вопрос заместителю директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Андрею КОЗЛОВУ:

- В вашем докладе я отметил информацию о проведении большого ряда дноуглубительных работ в арктических реках. Для нас, как руководства, так и жителей Заполярного района это очень острая тема. Фарватер реки Печора меняется, и делает невозможным перевозку грузов и топлива в рамках Северного завоза. Есть понимание, когда подобные работы будут проведены в нашем регионе?

Докладчик ответил, что пока точных сроков относительно Печоры нет, однако все заявки и сигналы будут приняты к сведению, и в соответствии с этим будут приниматься адекватные меры и действия. В своем выступлении Андрей Валерьевич поднял тему, которую так или иначе упоминали многие из выступающих – старение Российского флота:

- Суда, составляющие современный Российский флот, изношены на семьдесят пять процентов. Необходимы программные методы государственной поддержки для его обновления. Работает программа поддержки отечественного судостроения, из федерального бюджета субсидируются кредиты, взятые судовладельцами. Но программа содержит существенный минус, ее пролонгация необходима ежегодно. В современных экономических условиях это, конечно, шаг назад. Судовладельцы не могут надеяться, что программа точно будет субсидироваться. Чтобы как-то изменить ситуацию, необходимо консолидировать усилия всех двадцати пяти регионов арктической зоны России.

Проблемы жизнеобеспечения на Крайнем Севере – тема важная для всех участников конференции, поэтому  часто темы дискуссий выходили за рамки северного завоза:

- Это естественно, и, я считаю, в этом большой плюс подобных встреч, - сказал глава Заполярного района Алексей МИХЕЕВ, - все те проблемы и нововведения, которые озвучивали коллеги, знакомы каждому из нас. В Якутии при завозе топлива возникают те же проблемы, что и Заполярном районе. Вот они рассказывали об альтернативных источниках энергообеспечения. У нас в деревне Осколково тоже работает автоматическая электростанция. Раньше электроэнергия подавалась в деревню только по графику, и у людей не было круглосуточного энергообеспечения. Теперь там установлены аккумуляторы, которые обеспечивают подачу энергии, когда не работают дизельгенераторы. Таким образом, мы не только экономим дизельное топливо, но и снижаем тарифы для населения. Кстати сказать, в сравнении с той же Якутией, при том, что численность населения там намного выше, они у нас не так высоки. Если у нас в среднем выходит 36 рублей за КВт/час, то там – почти сорок. Хочу заметить также, что обсуждение альтернативных источников энергообеспечения это хорошо, но прежде чем внедрять все инновации в жизнь, необходимо параллельно корректировать существующую нормативно-правовую базу.

Итоговая резолюция конференции «Северный Завоз – новые пути и возможности» будет представлена Председателю Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Дмитрию Рогозину.

                                                                                                                                                                             Пресс-служба Совета Заполярного района

Северная транспортная компания

Расписание движения судов.

Подробнее
Муниципальный маршрут №101

Расписание движения

Подробнее
Северный завоз

Оперативная информация о Северном завозе.

Подробнее
Концессии в ЖКХ

Перечень объектов концесии в ЖКХ

Подробнее
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Наши партнёры

Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета Анкета
Анкета Анкета Анкета